Вовлеченность персонала в общее дело может стать импульсом развития компании. Влиять на нее можно с помощью трансляции ценностей и правил через руководителей подчиненным. Поговорим о важности мотивации личным примером.
Рассмотрим следующие вопросы:
— Как мотивация личным примером влияет на вовлеченность персонала;
— Мотивация личным примером и взаимодействие с компанией;
— Как регулировать взаимодействие работников и руководителей с помощью мотивации личным примером.
Место мотивации личным примером среди других способов стимулирования.
Наиболее действенным видом мотивации является личный пример, который подает руководитель своим подчиненным. Отношение руководителя к своей работе, ее стиль и стиль общения с подчиненными создает определенную атмосферу в коллективе, которая оказывает влияние на качество трудовых процессов. Правильное построение отношений с подчиненными и личный пример руководителя способен вовлекать работников в общее дело, что в свою очередь положительно сказывается на производительности труда.
Готовность и желание выполнять работу определяется уровнем заинтересованности, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности департамента кадровой политики является повышение этой заинтересованности. В HR-сфере под мотивированием принято понимать процессы, направленные на увеличение заинтересованности сотрудников в работе, их вовлечение в трудовую деятельность.
Основные виды мотивации:
— внешняя. Персонал трудится ради получения вознаграждения от работодателя (деньги, повышение, похвала, льготы и т. д.);
— внутренняя. Работник успешно выполняет свои трудовые обязанности из-за любви к своей профессии или высокого уровня дисциплины;
— достижения. Работник мотивирован на достижение высоких результатов и дальнейший рост (положительная мотивация);
— избегание. Сотрудник трудится из-за боязни наказания (отрицательная мотивация).
Эти виды мотивации чаще всего используются специалистами отделов HR для разработки комплексных систем мотивирования персонала.
Как мотивация личным примером влияет на вовлеченность персонала.
Вовлеченность – это комплексный показатель, который определяет состояние корпоративной культуры и потенциал ее развития за счет инициатив и активности персонала.
Зачастую работники HR-службы сталкиваются с проблемой безынициативности персонала. Такие люди не вовлечены в процесс работы, не выдвигают новых идей и не стремятся к повышению производительности труда. Безынициативных работников бывает нелегко обнаружить – они неконфликтны и хорошо выполняют работу строго в рамках своих трудовых обязанностей.
Чтобы увеличить производительность труда и обеспечить устойчивый рост компании в долгосрочной перспективе, работникам функции HR необходимо своевременно выявлять безынициативных сотрудников и прилагать усилия к изменению их позиции.
Вовлеченный в общее дело персонал осознает свою сопричастность к рабочим процессам. Такие работники более активны, они «болеют» за успехи компании и получают удовольствие от своей работы, в результате чего производительность и результативность их труда постоянно растет. Благодаря вовлеченным сотрудникам компания может постоянно пополнять «запас» свежих идей, внедрять новые технологии и активно развиваться. Коллектив, в котором идет инициатива снизу, лучше приспосабливается к изменяющимся условиям работы, быстрее овладевает инновационными техниками, за счет чего компания имеет все шансы на быстрый рост и развитие.
Вовлеченность основывается на следующих факторах:
— взаимодействие работника с компанией в целом;
— взаимодействие работников и руководителей;
— компетентность персонала;
— знание стратегии компании;
— убежденность работника в том, что он может влиять на деятельность компании.
Мотивация личным примером: взаимодействие работников и руководителей.
Руководитель должен уметь не только слушать, но и слышать мнения подчиненных. По этой причине отлаженная обратная связь имеет первостепенное значение для вовлечения персонала в общее дело. Начальник ответственен за создание рабочей атмосферы, поддержание культуры общения и взаимодействия работников в рамках коллектива.
Степень влияния начальника зависит:
— от возраста коллектива;
— харизмы и других коммуникативных качеств;
— лидерских качеств и силы духа.
Коллектив инстинктивно копирует своего лидера, старается соответствовать ему. И если руководитель полон энтузиазма и увлечен делом – это настроение быстро передается работникам.
По этой причине менеджеры должны вести постоянную работу над собой – находить и закреплять позитивные установки, заменяя ими негативные и деструктивные. Каждому человеку свойственно транслировать свое настроение и мысли через невербальные каналы (метасообщения), которые улавливаются другими людьми на подсознательном уровне. Для того чтобы добиться положительных изменений в мышлении персонала, руководитель должен начинать с самосовершенствования.
Для активного вовлечения работников в процессы развития компании нужно провести аналитическую работу и выяснить, какой уровень вовлеченности подходит компании (с учетом ее специфики). После этого работникам HR-службы следует выяснить, каков этот уровень в текущий момент. На основании полученных данных можно будет составить подробный план действий и приступить к его реализации.
Если персонал действительно является главным активом компании, то его вовлеченность должна быть поставлена во главу стратегического развития.
Чтобы повысить вовлеченность персонала, менеджеры и руководство должны мотивировать сотрудников при помощи различных средств – в том числе использовать и мотивацию личным примером. Это позволяет не только мотивировать сотрудников и повысить и вовлеченность, но и сделать их более лояльными к компании.